муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Апатиты "Основная общеобразовательная школа № 3" 8(815-55) 6-53-24
184209, Российская Федерация, Мурманская область, город Апатиты, улица Бредова, 27 А
Расписание Электронная школа
Последние загруженные документы

ОРКСЭ и ОДНКНР

Изучение предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР

Основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ)

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций (объем 34 часа) во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р. 

Общая информация

Преподавание учебного предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей:

  • Основы православной культуры;
  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.


Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный  храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и  многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы светской этики»

Россия — наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основные особенности:

  1. Преподают данный курс в общеобразовательной организации светские педагоги (светский характер).
  2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
  3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
  4. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция.
  5. Школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
  6. Курс безоценочный.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР)

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ.

ОДНКНР является обязательной предметной областью для изучения. Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации, Примерной основной образовательной программе основного общего образования возможны три формы реализации ОДНКНР:

занятия в урочной форме за счет часов учебного плана формируемого участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности, а также путем включения тематических разделов, материалов в содержание основных гуманитарных дисциплин (история, обществознание, литература и др.).

Рекомендуется реализовать в школе все эти три формы для создания лучших условий духовно-нравственного образования, воспитания обучающихся. При этом в урочной форме необходимо реализовать ОДНКНР не менее 64 часов.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через три выше перечисленные формы относится к компетенции конкретной образовательной организации, которая и несет ответственность за качество создания условий по духовно-нравственному воспитанию.

В МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты учебный курс ОДНКНР в 5-6 классах реализуется в рамках учебного плана.

Требования к освоению предметных результатов по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 45.8. ФГОС ООО)

Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны обеспечивать:

1) понимание вклада представителей различных народов России в формирования её цивилизационного наследия;

2) понимание ценности многообразия культурных укладов народов, Российской Федерации;

3) поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;

4) знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;

5) формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;

6) осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;

7) формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации.

Предметные результаты по предметной области «Основы духовно­-нравственной культуры народов России» конкретизируются Организацией с учётом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона.

Нормативные документы и методические рекомендации

Методические рекомендации ОРКСЭ и ОДНКНР

Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях»

Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803 о реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Банк успешных практик реализации предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР

Приказ "Об утверждении Регламента выбора в МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты родителями (законными представителями) учащихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики""

Регламент выбора в МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты родителями (законными представителями) учащихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики"